3. Корпоративная
социальная
ответственность
и устойчивое развитие

3.1. Введение

Деятельность «Сахалин Энерджи» в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) направлена на реализацию корпоративной стратегии укрепления общественного положения и имиджа компании и осуществления ее хозяйственной деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития и с этическими нормами ведения бизнеса. КСО составляет неотъемлемую часть производственно-хозяйственной деятельности и стратегических планов развития «Сахалин Энерджи».

Гран-при всероссийского конкурса РСПП в области устойчивого развития

В 2018 году по итогам конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность — 2017» компания «Сахалин Энерджи» стала обладателем гран-при «За эффективную практику устойчивого развития».

Главную награду конкурса «Сахалин Энерджи» завоевала, став лидером в четырех номинациях: «За вклад в социальное развитие территорий», «За высокое качество отчетности в области устойчивого развития», «За достижения в области охраны труда и здоровья работников», «За развитие кадрового потенциала».

Корпоративное управление в «Сахалин Энерджи» благодаря высокой степени прозрачности и активному взаимодействию с заинтересованными сторонами (см. разделы 5 «Корпоративное управление» и 6 «Управление взаимодействие с заинтересованными сторонами») постепенно трансформировалось в управление компанией как открытой системой. Компания наладила систему учета и контроля внутренних и внешних факторов воздействия и влияния как производственного, финансового, технологического, так и социального и экологического характера, что позволяет ей минимизировать риски всех видов в целях укрепления корпоративной устойчивости (см. раздел 5.4 «Система управления рисками»).

Лидер индексов «Вектор устойчивого развития» и «Ответственность и открытость»

В 2018 году «Сахалин Энерджи» третий раз подряд вошла в число лидеров индексов «Вектор устойчивого развития» и «Ответственность и открытость», которые составляются РСПП с 2014 года для независимой оценки компаний в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности.

В рамках индекса «Ответственность и открытость» оценивается ситуация в сфере раскрытия информации в ключевых направлениях деятельности, анализируются 70 индикаторов, характеризующих ответственную деловую практику, включая экономические, экологические, социальные показатели деятельности и аспекты управления. «Вектор устойчивого развития» — индекс динамики результативности, позволяющий выявлять лидеров среди крупнейших компаний, лучших по критерию открытости и одновременно демонстрирующих в целом позитивную динамику в области устойчивого развития.

Лидер рейтинга «Социальная эффективность крупнейших российских компаний»

В 2018 году «Сахалин Энерджи» вошла в топ-10 рейтинга «Социальная эффективность крупнейших российских компаний», который составляется агентством AK&M. Кроме того, в категории нефтегазовой отрасли рейтинга компания также признана «самой социально эффективной» (согласно рейтингу «Компании, вклад которых в общественное развитие в расчете на единицу нагрузки на экологию самый высокий»).

Рейтинг «Социальная эффективность крупнейших российских компаний» оценивает социальную эффективность таких компаний с целью выявления лучших из них. Таким образом, рейтинг определяет флагманов российской экономики, не только ставящих перед собой вопросы экономической эффективности, но и занимающих активную и открытую позицию в области устойчивого развития.

3.2. Система КСО «Сахалин Энерджи»

Корпоративная социальная ответственность распространяется на всю деятельность «Сахалин Энерджи». Управление вопросами КСО основано на миссии, видении и ценностях компании. Практические аспекты отражены и утверждены в целом ряде корпоративных документов (см. раздел 5 «Корпоративное управление»), среди которых:

  • Кодекс деловой этики, включая Положение об общих принципах деятельности;
  • Политика устойчивого развития;
  • Политика по правам человека;
  • Обязательства и политика в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности.

Система управления КСО «Сахалин Энерджи»

Существенную часть требований и принципов деятельности, зафиксированных в этих документах, компания распространяет на подрядчиков, что соответствует стандартам GRI, которые вступили в действие в июле 2018 года. Помимо включения в договоры специальных положений и дополнительных требований, в т. ч. результатов оценок воздействия на окружающую среду, здоровье и социальную сферу (см. раздел 3.5.2 «Оценка воздействия»), компания организует курсы и семинары для более эффективного внедрения в практику подрядчиков деловой этики, социальных и экологических принципов и для обеспечения действенного контроля их соблюдения (см. раздел 7.4 «Управление материально-техническим снабжением и подрядными работами»).

Оценка направлений и показателей КСО регулярно проводится уполномоченным персоналом и высшим руководством компании в рамках системы внутреннего контроля и аудита, а также кредиторами, их консультантами и внешними сертифицирующими органами и др. путем осуществления внешней профессиональной экспертизы. Помимо этого, оценка формируется при взаимодействии с заинтересованными сторонами в ходе:

  • общественных консультаций;
  • семинаров и тематических встреч;
  • опросов;
  • консультаций в информационных центрах, созданных компанией в населенных пунктах вдоль транссахалинской трубопроводной системы или находящихся в непосредственной близости к другим объектам «Сахалин Энерджи»;
  • рассмотрения жалоб и обращений и пр.

Подробную информацию о механизмах взаимодействия с различными заинтересованными сторонами см. в разделе 6 «Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами».

3.3. Стандарты деятельности

Российские компании относят к сфере КСО свои производственно-экономические, социальные и экологические мероприятия, предусмотренные законодательством, а также совокупность дополнительных программ и обязательств перед персоналом и обществом. Результаты отражаются в различной нефинансовой отчетности о деятельности. Ряд компаний принимает дополнительные обязательства сверх законодательного минимума в соответствии с собственными стратегическими и региональными приоритетами и корпоративной культурой. К числу таких компаний относится и «Сахалин Энерджи», которая ведет деятельность в соответствии с международными стандартами в области КСО.

В мире существует множество организаций и стандартов в области экологической и социальной ответственности. Ведущими среди них являются Глобальный договор ООН, Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития (GRI), Директива по раскрытию нефинансовой информации Совета Европы, стандарты Международной финансовой корпорации, стандарты ISO и ряд других.

В 2009 г. «Сахалин Энерджи» присоединилась к Глобальному договору ООН, обязуясь последовательно и неукоснительно соблюдать его принципы в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.

« Сахалин Энерджи в UN Global Compact LEAD

В 2011 году «Сахалин Энерджи» стала первой (и по состоянию на конец 2018 года оставалась единственной) российской компанией, которая участвует в платформе устойчивого корпоративного лидерства — Global Compact LEAD, созданной в рамках Глобального договора ООН (UN Global Compact / ГД ООН). Программа LEAD предусматривает реализацию компаниями-лидерами определенного набора мероприятий в сфере экологии, социальной сфере и корпоративном управлении, а также создание новых стандартов корпоративной социальной ответственности.

С 2018 года Глобальный договор ООН осуществляет программу LEAD с новыми критериями, и компания в соответствии с ними продолжила свое участие в ГД, в том числе в платформах действий «Отчетность в отношении ЦУР» и «Ответственность в области глобальной цепочки поставок» (см. разделы 3.4.2 «Цели в области устойчивого развития ООН» и 9.4.1 «Права человека: принципы и система управления»). Компания представляет ежегодное Сообщение о достигнутом прогрессе (ежегодная отчетность участника ГД ООН) на продвинутом уровне.

В сентябре 2018 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в ходе Всемирного саммита лидеров Глобального договора ООН — 2018 были объявлены компании, признанные Global Compact LEAD — за проявление постоянной приверженности Глобальному договору ООН и его десяти принципам ответственного бизнеса. Компании Global Compact LEAD (всего 34 компании в мире) — самые активные участники ГД ООН, крупнейшей в мире инициативы по корпоративному устойчивому развитию.

Среди международных стандартов, применяемых «Сахалин Энерджи», основными являются:

  • стандарты ISO (экологический менеджмент, управление качеством, охрана труда и здоровья, социальная ответственность);
  • стандарты и директивы Европейского союза и Организации Объединенных Наций (окружающая среда, права человека, коренные народы и др.);
  • стандарты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (системы управления, оценка рисков и воздействия, биоразнообразие, здоровье населения, культурное наследие, коренные народы, недобровольное переселение, взаимодействие с заинтересованными сторонами, механизмы рассмотрения жалоб и пр.);
  • стандарты GRI (нефинансовая отчетность, взаимодействие с заинтересованными сторонами).

3.4. Политика устойчивого развития

3.4.1. Основные положения Политики устойчивого развития

С момента создания и начала деятельности «Сахалин Энерджи» претворяет в жизнь Политику устойчивого развития, внедряя соответствующие принципы в стратегию хозяйственной деятельности, планы и процессы компании.

В соответствии с общепризнанным определением ООН, устойчивое развитие ставит целью «удовлетворять потребности ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности». Компания «Сахалин Энерджи» в своей практике опирается на это определение. Такой подход предполагает и обеспечивает экономическую эффективность, экологическую безопасность, социальную справедливость, этичное поведение корпорации и ее сотрудников наряду с общим снижением воздействия человека на экосферу. Положительные результаты в этих областях достигаются путем постоянного, открытого, конструктивного и планомерного взаимодействия и сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами.

В 2018 г. «Сахалин Энерджи» последовательно реализовывала положения Политики устойчивого развития — публичного стратегического документа, утвержденного Комитетом исполнительных директоров в 2003 г. (в последнюю редакцию документа в 2016 г. включено обязательство компании в отношении Целей в области устойчивого развития ООН, см. раздел 3.4.2 «Цели в области устойчивого развития ООН»). Политика декларирует принципы, направления и обязательства компании в области устойчивого развития.

Основные положения Политики устойчивого развития компании:

  • «Сахалин Энерджи» ведет хозяйственную деятельность с максимальной ответственностью и эффективностью, обеспечивая максимальные выгоды Российской Федерации, Сахалинской области и акционерам компании;
  • «Сахалин Энерджи» вносит вклад в решение существующих сегодня и в предупреждение возможных в будущем социальных проблем Сахалина, сохраняя баланс между экономическим развитием, охраной окружающей среды и социальной ответственностью и учитывая культурное многообразие;
  • «Сахалин Энерджи» сотрудничает со всеми заинтересованными сторонами при поиске путей содействия полноценному и долгосрочному экономическому, экологическому и социальному развитию Сахалинской области.

Для соблюдения этих принципов «Сахалин Энерджи» принимает следующие обязательства об устойчивом развитии:

  • включать принципы устойчивого развития в планы, процедуры и процессы хозяйственной деятельности;
  • обеспечивать соблюдение корпоративных Обязательств и политики в сфере ОТОСБ и социальной деятельности и стандартов, оговоренных в системах управления и Плане действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
  • предоставлять заинтересованным сторонам полную информацию и взаимодействовать с ними в вопросах эффективности устойчивого развития и организации обратной связи;
  • разрабатывать и реализовывать программы и проекты социальных инвестиций и устойчивого развития, связанных со стратегией компании и ее приоритетами, применять четкие процедуры и меры контроля;
  • уделять особое внимание развитию стратегических партнерских отношений с внешними заинтересованными сторонами;
  • ежегодно предоставлять нефинансовую отчетность в соответствии со стандартами и принципами Глобальной инициативы по отчетности (GRI) и с корпоративной Процедурой подготовки отчета об устойчивом развитии;
  • участвовать в Глобальном договоре (ГД) ООН, соблюдать десять его принципов и продвигать их;
  • участвовать в программе Global Compact LEAD в рамках Глобального договора ООН, демонстрируя лидерство в области устойчивого развития.

3.4.2. Цели в области устойчивого развития ООН

В сентябре 2015 г. на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята новая мировая повестка — «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», включающая 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые пришли на смену Целям развития тысячелетия. Одной из особенностей новых Целей стал подход к их достижению: ЦУР адресованы не только правительствам, но и другим участникам процесса устойчивого развития — бизнесу, гражданскому обществу, всем частным лицам. Универсальный характер ЦУР позволяет компаниям принять такой набор Целей, который наилучшим образом отражает их деятельность и существующие программы КСО.

В своей работе в отношении ЦУР компания прежде всего ориентируется на такие международные документы, как :

  • Компас ЦУР для бизнеса, разработанный Глобальным договором ООН, Глобальной инициативой по отчетности в области устойчивого развития (GRI) и Всемирным советом деловых кругов по вопросам устойчивого развития (WBCSD);
  • Карту нефтегазового сектора в отношении Целей в области устойчивого развития: Атлас (Mapping the Oil and Gas Industry to the Sustainable Development Goals: an Atlas), разработанный Международной ассоциацией представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды (IPIECA) совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) и Программой развития ООН (UNDP);
  • Отраслевую матрицу ЦУР, разработанную Глобальным договором ООН и KPMG.

В конце 2015 г. в компании была инициирована работа над изучением ЦУР и определением вклада «Сахалин Энерджи» в их достижение, включая:

  • предварительный анализ ЦУР для соотнесения их задач и индикаторов с кругом приоритетов, целей, направлений деятельности, программ и проектов компании (2015–2016 гг.).
  • принятие обязательства в отношении ЦУР. Обязательство компании содействовать достижению ЦУР включено в корпоративную Политику устойчивого развития: «Сахалин Энерджи» стремится быть лидером в области устойчивого развития с учетом Целей в области устойчивого развития, изложенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (ревизия 2016 г.).
  • определение приоритетов и целей — анализ приоритетов и целей компании и определение наиболее значимых ЦУР с точки зрения их важности в деятельности компании и вклада в их достижение (c 2016 г. ежегодно). При определении приоритетов и целей компании в отношении ЦУР существенным условием является вовлечение заинтересованных сторон в процесс обмена идеями о возможных путях достижения компанией ЦУР. С 2016 г. соответствующие вопросы включаются в повестку диалогов с внешними заинтересованными сторонами в рамках подготовки отчетов об устойчивом развитии и обсуждений с персоналом компании, с 2017 г. — дополнительно в анкеты для заинтересованных сторон по определению содержания отчета об устойчивом развитии. В результате в 2018-м, как и в предыдущем году, заинтересованные стороны определили в качестве наиболее значимых для компании ЦУР 3, 4, 7, 8, 12, 14 и 15 (см. раздел 2.1 «Общие сведения»).
  • интеграцию обязательств и целей с процессами и практиками компании. Анализ показал, что существующие процессы, программы и практики компании в области устойчивого развития содействуют достижению большинства ЦУР и их задачам (с 2016 г.). В 2017 г. был проведен анализ каждой задачи ЦУР (всего 169 задач) для определения конкретных процессов и практик компании, соответствующих каждой задаче ЦУР. Анализ показал, что не все задачи ЦУР применимы к деятельности компании или актуальны для нее. В 2018 г. компания провела анализ глобальных индикаторов (всего 232 индикатора) для определения и систематизации корпоративных индикаторов, соответствующих каждой задаче и каждому глобальному индикатору. При этом корпоративные индикаторы должны демонстрировать усилия, которые компания прикладывает для достижения глобальных показателей соответствующих задач ЦУР. Обобщающие результаты данного анализа представлены в таблице далее, а именно: цели и задачи компании с примерами направлений деятельности, проектов, программ или мер, соответствующие конкретным ЦУР и их задачам, а также основные корпоративные индикаторы. Кроме того, в приложении 1 «Таблица соответствия отчета стандартам GRI» указаны ЦУР, соответствующие отдельным темам/показателям стандартов GRI.
  • публичная отчетность. Компания приняла решение включать информацию о своем вкладе в достижение ЦУР в ежегодные отчеты об устойчивом развитии «Сахалин Энерджи» (начиная с отчета за 2016 г. и далее как минимум до 2030 г.), а также в годовую отчетность компании как участника Глобального договора ООН (Сообщение о достигнутом прогрессе).

В вышеописанную работу в отношении ЦУР вовлечены все подразделения компании.

Одним из условий достижения Целей, что выделено также как отдельная Цель 17, является объединение усилий в партнерствах: глобальных, региональных или местных, объединяющих правительства, бизнес и гражданское общество. «Сахалин Энерджи» уделяет особое внимание созданию и реализации долгосрочных стратегических партнерств с участием внешних заинтересованных сторон. Это касается экологических проектов, программ развития персонала, социальных инвестиций и пр. (см. разделы 8.3 «Экологический мониторинг и сохранение биоразнообразия», 9.1 «Персонал: управление и развитие», 9.5 «Социальные инвестиции и вклад в устойчивое развитие территории присутствия»).

В 2018 году компания продолжила работу в рамках Платформы действий «Отчетность в отношении ЦУР» (Action Platform Reporting on the SDGs), которая была инициирована ГД ООН и Глобальной инициативой по отчетности в области устойчивого развития (GRI) в партнерстве с программой «Принципы ответственного инвестирования» (Principles for Responsible Investment) с целью объединения усилий всех заинтересованных сторон для формирования рамок, принципов и рекомендаций по корпоративной отчетности в отношении ЦУР. При этом инициаторы проекта ориентируются прежде всего на стандарты GRI и требования ГД ООН. В результате компании смогут интегрировать отчетность в отношении ЦУР с существующими формами отчетности.

Цели и задачи «Сахалин Энерджи», примеры направлений деятельности, проектов, программ или мер, соответствующие ЦУР и их задачам, и основные корпоративные индикаторы

Примечание: так как ЦУР имеют комплексный и неделимый характер, цели и задачи компании с перечислением примеров представлены одновременно для нескольких ЦУР.

ЦУР и их задачи

Цели и задачи компании

Направления, программы, проекты (примеры)

Основные индикаторы

Раздел(ы) в отчете и/или другие ссылки

1.1

1.2

1.4

1.5

 

2.3

2.4

 

9.1

9.4

 

11.1

11.2

11.4

 

12.7

12.8

Обеспечение привлекательности и конкурентоспособности компенсационно-социального пакета. Достижение уровня российского участия на уровне 70% за весь срок реализации проекта (согласно СРП). Вклад в устойчивое развитие регионов присутствия (Сахалинская область). Эффективное рассмотрение жалоб от заинтересованных сторон с особым вниманием к уязвимым группам. Эффективная и своевременная оценка воздействия на окружающую среду, социальную сферу и здоровье населения

Система оплаты труда и премирования персонала. Система социальных гарантий, льгот и компенсаций. Работа с поставщиками. Программа развития поставщиков. Контракты с местными предприятиями. Финансовые поступления в пользу РФ и Сахалинской области. Модернизация инфраструктуры о. Сахалин. Механизмы рассмотрения жалоб. Меры по управлению экологическим и социальным воздействием. План действий по перемещению. Практики взаимодействия с коренными малочисленными народами Севера Сахалинской области (согласно Политике по правам человека, коренные народы относятся к уязвимой группе). Программы и проекты социальных инвестиций. Планы охраны объектов культурного наследия. Проекты по сохранению языков коренных народов. Меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

Отношение стандартной заработной платы начального уровня и установленной минимальной заработной платы.

Уровень российского участия.

Существенные непрямые экономические воздействия.

Показатели рассмотрения жалоб.

Подразделения с существенным фактическим или потенциальным отрицательным воздействием на местные сообщества.

Деятельность, вследствие которой осуществлено вынужденное переселение, количество переселенных домохозяйств и воздействие на источники их средств к существованию в процессе переселения.

Общее число случаев нарушения, затрагивающих права коренных и малочисленных народов, и предпринятые действия.

Операции в районах сообществ коренных малочисленных народов или затрагивающие их, для которых имеются особые стратегии взаимодействия.

Количество и описание существенных споров с местными сообществами и коренными малочисленными народами

Число пострадавших при ДТП

6, 7, 9.1, 9.2, 9.4, 9.5,
ссылки в приложении 4:
— развитие инфраструктуры Сахалинской области;
— брошюра «Переселение: опыт компании «Сахалин Энерджи»;
— сайты проектов и программ в области социальных инвестиций,

— План проведения информационных кампаний и консультаций с общественностью,

— Археологическое наследие острова Сахалин

3.3

3.5

3.6

3.8

3.9

«Цель ноль»: без травм, без утечек.
Обеспечение охраны здоровья персонала

Безопасность и охрана труда (меры по обеспечению промышленной безопасности, безопасности дорожного движения, пр.). Охрана здоровья персонала (оценка рисков для здоровья, гигиена труда, организация медицинских осмотров, экстренное медицинское реагирование, программы добровольного медицинского страхования и профилактики заболеваний, пр.). Производственный экологический контроль

Уровень производственного травматизма.

Уровень профессиональных заболеваний.

Общее количество смертельных исходов, связанных с работой.

Охват работников, осуществляющих деятельность во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, обязательным периодическим медицинским осмотром. Охват работников диспансерными осмотрами.

Показатели выбросов парниковых газов.

Выбросы озоноразрушающих веществ.

Выбросы в атмосферу NOХ, SOX и других значимых загрязняющих веществ.

Общий объем сбросов с указанием качества сточных вод и принимающего объекта.

Общая масса отходов в разбивке по типу и способу обращения.

Общее количество и объем существенных разливов.

Объем сжигаемых и рассеиваемых в атмосферу углеводородов.

Число пострадавших при ДТП

9.2, 9.3, 8.2 , 8.5

4.3

4.4

4.5

4.7

 

8.1

8.2

8.3

8.5

8.6

8.8

Удовлетворение потребностей компании в высококвалифицированных кадрах для решения текущих и стратегических задач. Достижение уровня российского участия на уровне 70% за весь срок реализации проекта (согласно СРП). Вклад в устойчивое развитие регионов присутствия (Сахалинская область)

Мероприятия по развитию и обучению персонала. Работа с поставщиками, Программа развития поставщиков. Контракты с местными предприятиями. Финансовые поступления в пользу РФ и Сахалинской области. Система оплаты труда и премирования персонала. Система социальных гарантий, льгот и компенсаций. Меры по обеспечению безопасности и по охране труда, охране здоровья персонала

Среднегодовое количество часов обучения на одного сотрудника по полу и категориям сотрудников.

Доля обученного персонала по полу и категориям сотрудников.

Расходы на обучение персонала.

Показатели программ развития навыков и образования, в т. ч. для молодых специалистов, стажеров, пр.

Доля сотрудников, для которых проводятся периодические оценки результативности и развития карьеры, в разбивке по полу и категориям сотрудников.

Уровень российского участия.

Отношение стандартной заработной платы начального уровня и установленной минимальной заработной платы.

Доля сотрудников, вернувшихся после отпуска по материнству/отцовству на работу, а также доля оставшихся в организации после выхода из отпуска по материнству/отцовству, по признаку пола.

Уровень производственного травматизма.

Уровень профессиональных заболеваний.

Общее количество смертельных исходов, связанных с работой.

Число пострадавших при ДТП

7, 9.1, 9.2, 9.3

5.1

5.2

5.4

5.5

 

10.3

Соблюдение российского законодательства и соответствие международным стандартам по соблюдению, поддержке и содействию развитию прав человека

Обеспечение гендерного равенства и отсутствия дискриминации во всех аспектах трудовых отношений, включая подбор, отбор, наем, оценку, продвижение, обучение, поддержание дисциплины, развитие и обучение, выплату компенсаций и расторжение трудовых договоров

Общее количество случаев дискриминации и предпринятые корректирующие меры.

Отношение базового оклада мужчин и женщин.

Состав руководящих органов и основных категорий персонала организации с разбивкой по полу, возрастным группам.

Доля сотрудников, для которых проводятся периодические оценки результативности в разбивке по полу и категориям сотрудников.

Среднегодовое количество часов обучения на одного сотрудника, в разбивке по полу и категориям сотрудников.

Доля обученного персонала по полу и категориям сотрудников.

Доля сотрудников, вернувшихся после отпуска по материнству/отцовству на работу, а также доля оставшихся в организации после выхода из отпуска по материнству/отцовству, по признаку пола.

Общее количество новых сотрудников и текучесть кадров в разбивке по возрастной группе, полу.

Отношение стандартной заработной платы начального уровня и установленной минимальной заработной платы

9.1

6.3

6.4

6.6

 

7.3

 

8.4

 

9.5

 

12.2

12.4

12.5

12.6

 

13.1

Внедрение методов эффективного и бережливого производства.

Внедрение инновационных решений и цифровизация всех процессов.

Выполнение требований природоохранного законодательства, соблюдение установленных нормативов в области охраны окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и выполнения планов уменьшения воздействия на окружающую среду

Применение газовых турбин, оборудованных устройствами понижения выбросов оксидов азота. Применение системы повышения турбулентности газа, способствующей его сжиганию в бессажевом режиме. Размещение отходов бурения нагнетанием через специальные поглощающие скважины в глубокие горизонты недр, которые имеют необходимые изолирующие пласты. Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности и обеспечению безаварийной работы оборудования. Производственный экологический контроль воздействия на атмосферный воздух, воздействия на водные объекты, обращения с отходами. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Практики взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Публичная отчетность об устойчивом развитии

Количество буровых отходов (буровой раствор и шлам) и стратегии их очистки и утилизации.

Объем и утилизация пластовой или попутно добываемой воды.

Объем сжигаемых и рассеиваемых в атмосферу углеводородов.

Общая масса отходов в разбивке по типу и способу обращения.

Общий объем сбросов с указанием качества сточных вод и принимающего объекта.

Выбросы в атмосферу NOХ, SOX и других значимых загрязняющих веществ.

Удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Выбросы озоноразрушающих веществ.

Косвенные энергетические выбросы парниковых газов.

Прямые выбросы парниковых газов.

Удельный выброс парниковых газов.

Энергоемкость.

Потребление энергии внутри организации.

Удельное энергопотребление.

Общее количество забираемой воды с разбивкой по источникам.

Источники воды, на которые оказывает существенное влияние водозабор организации.

Удельные показатели водопользования.

Общее количество и объем существенных разливов.

Производственные площадки, расположенные на охраняемых природных территориях и территориях с высокой ценностью биоразнообразия вне их границ или примыкающие к таким территориям.

Воздействие деятельности на биоразнообразие на охраняемых природных территориях и территориях с высокой ценностью биоразнообразия.

Число видов, занесенных в Красный список МСОП и национальный список охраняемых видов.

Новые поставщики, прошедшие оценку по экологическим критериям.

Затраты на охрану окружающей среды и плата за негативное воздействие, в том числе в разбивке

2, 4, 6, 8.2, 8.5,

ссылки в приложении 4:

— План проведения информационных кампаний и консультаций с общественностью

14.1

14.2

14.3

14.а

 

15.1

15.2

15.5

15.9

«Цель ноль»: без травм, без утечек. Оценка состояния и восстановления окружающей среды в районах производственных объектов, выявление признаков текущего воздействия и разработки мер по его снижению в случае необходимости.

Эффективная и своевременная оценка воздействия на окружающую среду, социальную сферу и здоровье населения.

Минимизация воздействия, разработка и внедрение мер, направленных на сохранение как редких и исчезающих видов, так и экологически значимых и уязвимых биотопов.

Внедрение согласованных программ сохранения биоразнообразия и локального мониторинга. Оценка экологических рисков и воздействия. Внедрение эффективной и устойчивой стратегии управления отходами. Выполнение плана мероприятий по достижению установленных экологических нормативов. Поддержание и совершенствование механизмов реагирования при чрезвычайных ситуациях и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов

Объем сжигаемых и рассеиваемых в атмосферу углеводородов.

Денежное значение значительных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований.

Выбросы в атмосферу NOХ, SOX и других значимых загрязняющих веществ.

Косвенные энергетические выбросы парниковых газов.

Прямые выбросы парниковых газов.

Общее количество и объем существенных разливов.

Производственные площадки, расположенные на охраняемых природных территориях и территориях с высокой ценностью биоразнообразия вне их границ или примыкающие к таким территориям.

Воздействие деятельности на биоразнообразие на охраняемых природных территориях и территориях с высокой ценностью биоразнообразия.

Восстановление водно-болотных угодий на нарушенных участках полосы землеотвода.

Изменение состояния гнездовых популяций, состояния охраняемых видов растений, мест обитания.

Изменение водных экосистем.

Зарастание полосы землеотвода.

Число видов, занесенных в Красный список МСОП и национальный список охраняемых видов

8,

ссылки в приложении 4:

– План действий по сохранению биоразнообразия

– Планы предупреждения и ликвидации разливов нефти

16.1

16.2

16.3

16.5

16.6

16.7

16.10

Соблюдение всех применимых законов и нормативных актов стран, в которых компания ведет деятельность.

Эффективное корпоративное управление.

Развитие корпоративной культуры. Противодействие взяточничеству и коррупции.

Предоставление всем заинтересованным сторонам безопасных и конфиденциальных каналов выражения обеспокоенности, предъявления жалоб или направления сообщений о фактах несоответствия

Наличие общих принципов деятельности, ценностей, норм и стандартов Кодекса деловой этики. Меры по противодействию взяточничеству и коррупции.

Механизмы рассмотрения жалоб. Обеспечение безопасности с соблюдением прав человека.

Политика конфликта интересов. Практики взаимодействия с заинтересованными сторонами, включая открытые общественные консультации и публичную отчетность об устойчивом развитии

Общее денежное выражение пожертвований на политические цели по странам и получателям/бенефициарам.

Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и добровольным кодексам, касающимся информации и маркировки о свойствах продукции и услуг.

Общее количество случаев дискриминации и предпринятые корректирующие меры.

Подтвержденные случаи коррупции и предпринятые действия.

Информирование о политиках и методах противодействия коррупции и обучение им.

Доля сотрудников службы безопасности, прошедших обучение политикам и процедурам в отношении аспектов прав человека, связанных с осуществляемой деятельностью.

Выявленные подразделения, в которых поставщики, у которых имеется существенный риск использования детского труда, и действия, предпринятые для искоренения детского труда.

Показатели взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Показатели рассмотрения жалоб

2, 5, 6, 9.4,
ссылки в приложении 4:

– Кодекс деловой этики

– брошюра «Права человека: опыт компании «Сахалин Энерджи»

«Сахалин Энерджи» продолжила усилия к продвижению ЦУР в бизнес-сообществе. В частности, в 2018 году:

  • «Сахалин Энерджи» стала единственной российской компанией, опыт которой вошел в сборник лучших практик Глобального договора ООН. Всего сборник содержит 39 международных примеров, которые демонстрируют различные походы к реализации ЦУР.
  • «Сахалин Энерджи» выступила с докладом «Бизнес и Цели в области устойчивого развития: отражение в нефинансовой отчетности» на международной конференции «К целям устойчивого развития, пропаганда устойчивого развития и достойного труда» в Баку.
  • компания поддержала издание нового сборника корпоративных практик «Российский бизнес и цели устойчивого развития», подготовленного РСПП при поддержке Международной организации труда (МОТ). В сборнике представлен практический опыт 25 компаний (включая «Сахалин Энерджи») различных отраслей экономики, отражающий цели и задачи устойчивого развития компаний в соотношении с ЦУР. Примеры, включенные в сборник, демонстрируют, что российский бизнес активно вовлечен в движение в направлении ЦУР.

3.5. Управление вопросами ОТОС и социальной деятельности

3.5.1. Система управления вопросами ОТОС и социальной деятельности

Компания взяла на себя обязательство предотвращать потенциальный ущерб от своей деятельности населению и окружающей среде и содействовать устойчивому развитию, которое приносит пользу жителям острова Сахалин и другим основным заинтересованным сторонам. За годы реализации проекта «Сахалин-2» Российская Федерация и Сахалинская область получили многочисленные выгоды, в частности многомиллиардные инвестиции, рост занятости населения, контракты с российскими предприятиями и пр. (см. раздел 7.1 «Значение проекта «Cахалин-2» для Российской Федерации и Сахалинской области»). Осознавая, что проект такого масштаба и сложности может сказаться на окружающей среде и социальной сфере, «Сахалин Энерджи» обязалась системно предотвращать связанные с ним потенциальные проблемы, снижая риски и не допуская негативного воздействия. В своей деятельности компания придерживается принципа устранения опасностей и угроз, уделяя особое внимание превентивному управлению рисками и оценке воздействия (см. раздел 5.4 «Система управления рисками»).

Управление вопросами охраны труда, здоровья и окружающей среды, промышленной безопасности, а также воздействия на социальную сферу является составным элементом корпоративной системы управления и регламентируется рядом основополагающих документов, среди которых:

  • Политика устойчивого развития;
  • Обязательства и политика в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
  • Руководство по системе управления вопросами ОТОС и социальной деятельности;
  • План действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
  • Обязательства в сфере сжигания углеводородов на факеле;
  • Заявление о политике в сфере промышленной безопасности;
  • Положение о системе управления промышленной безопасностью;
  • Положение о производственном экологическом контроле;
  • Политика в сфере непрерывности бизнеса;
  • Руководство по системе управления непрерывностью бизнеса.

Указанные документы приняты Комитетом исполнительных директоров, подписаны Главным исполнительным директором «Сахалин Энерджи» и доведены до сведения сотрудников и подрядчиков.

Обязательства, принятые компанией по результатам оценки воздействия на окружающую среду, здоровье и социальную сферу, выполненной перед началом строительных работ второго этапа проекта, включены в План действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности (далее — план), разработка которого являлась обязательным условием предоставления кредита на реализацию второго этапа проекта «Сахалин-2».

План разработан в соответствии с российским законодательством и международными стандартами, включая политики и директивы Всемирного банка, стандарты Международной финансовой корпорации и др. Он описывает систему управления вопросами ОТОС и социальной деятельности, предоставляет полную информацию о мерах минимизации негативного воздействия, мониторинге, мероприятиях в экологической и социальной областях, а также включает все внутренние и внешние стандарты, регламентирующие деятельность компании в социальной сфере и ОТОС. План согласован с кредиторами проекта. В 2014 году утверждена и в 2015 году опубликована четвертая редакция документа.

План размещен на интернет-сайте компании (на русском и английском языках), а также в информационных центрах компании и в библиотеках населенных пунктов, вблизи которых находятся объекты «Сахалин Энерджи». Часть материалов доступна на японском языке для заинтересованных сторон в Японии. Выполнение плана регулярно контролируется компанией, кредиторами и их консультантами, результаты проверок публикуются на интернет-сайте компании ( www.sakhalinenergy.ru).

Компания применяет системный подход к управлению вопросами ОТОС и социальной деятельности, что позволяет непрерывно совершенствовать деятельность в этой области. В комплексной системе управления вопросами ОТОС и социальной деятельности компании описываются средства контроля, которые «Сахалин Энерджи» использует при управлении опасными ситуациями и рисками. Эта система применяется в отношении всех объектов, проектов и работ «Сахалин Энерджи», в т. ч. проводимых подрядчиками. «Сахалин Энерджи» рассматривает управление этими рисками как критически важную предпосылку успешной работы, поэтому система управления рисками постоянно развивается и оптимизируется.

Система основана на методике «планирование — исполнение — проверка — принятие мер» стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.

 

Система управления вопросами ОТОС и социальной деятельности

 

Методика «планирование — исполнение — проверка — принятие мер» применяется для того, чтобы:

  • определять цели и устанавливать процедуры, необходимые для достижения показателей в соответствии с Обязательствами и политикой в сфере ОТОС и социальной деятельности. Это предполагает определение правовых и других требований, выявление проблем, рисков и оценку воздействия, определение элементов управления, а также разработку годовых планов совершенствования работы;
  • внедрять процедуры, определяющие процессы организации обучения и повышения квалификации, управления деятельностью подрядчиков, участия и взаимодействия, управления изменениями, реагирования на чрезвычайные ситуации, а также оперативного контроля гигиены труда, личной безопасности, целостности объектов и производственной безопасности. Процедуры освещают вопросы организации транспорта, охраны окружающей среды и социальной деятельности, в т.ч. связанные с жизнедеятельностью населения, культурным наследием, отводом земель, переселением и оказанием дополнительной помощи, проведением общественных консультаций и информационных кампаний, рассмотрением жалоб; с социальными инвестициями;
  • контролировать и оценивать эффективность деятельности в соответствии с поставленными задачами, правовыми и другими требованиями, а также представлять отчеты о результатах, происшествиях и несоответствиях; принимать корректирующие и превентивные меры; проводить аудит системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности на объектах компании и в функциональных подразделениях;
  • регулярно проводить обзор системы управления и способствовать постоянной оптимизации работы в сфере ОТОС и социальной деятельности.

В структуру управления ОТОС и социальной деятельности в «Сахалин Энерджи» входит комитет по управлению вопросами ОТОС, в ведении которого находится комплексный контроль этой сферы. Возглавляет комитет Главный исполнительный директор компании. Ему подчиняется начальник департамента ОТОС, отвечающий за вопросы разработки, внедрения, функционирования и мониторинга системы управления. В структурных и функциональных подразделениях компании организованы группы ОТОС для обеспечения реализации обязательств в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и труда.

В 2018 году компания была сертифицирована по новой версии стандарта ISO 14001:2015, который предусматри­вает внедрение усовершенствованного системного подхода к экологическому менеджменту. В этой версии стандарта появилось новое требование — учитывать специфику организации при решении вопросов, касающихся ее деятельности и окружающей среды. Кроме того, лидерство в вопросах ОТОС поднимается на новый уровень: высшее руководство компании принимает на себя активную роль в экологическом менеджменте, выступая гарантом его результативности.

В стандарт эти принципы включены впервые, но в «Сахалин Энерджи» они были приняты прежде этого и уже успели себя эф­фективно зарекомендовать.

Получив положительное решение ресертификационного аудита в 2018 году, «Сахалин Энерджи» в очередной раз предоставила внешним заинтересованным сторонам гарантию, что ее влияние на окружающую среду контролируется и подходы продолжают совершенствоваться.

3.5.2. Оценка воздействия

Обязательство компании проводить оценку воздействия до начала реализации каждого нового крупного проекта или значительной модификации существующих объектов отвечает принципу должной предусмотрительности, который лежит в основе всех процессов управления рисками.

Оценка воздействия — это процесс прогнозирования и управления влиянием предстоящей проектной деятельности посредством совершенствования проектных решений, реализации мер по минимизации негативного влияния и увеличению пользы от деятельности компании.

«Сахалин Энерджи» стремится исключить или уменьшить воздействие до минимально возможного уровня либо компенсировать его путем осуществления соответствующих мероприятий. В отношении выявленных потенциально негативных воздействий последовательно разрабатываются и осуществляются меры:

  • профилактики;
  • предотвращения;
  • уменьшения;
  • компенсации;
  • снижения вероятности возникновения с учетом опыта.

Неотъемлемой частью любой оценки воздействия, проводимой компанией, являются консультации с заинтересованными сторонами c целью информирования о планируемой деятельности, выявления обеспокоенности, учета мнения заинтересованных сторон и обсуждения возможных мер управления воздействием.

Этапы проведения оценки воздействия

Результаты предыдущих оценок экологического и социального воздействия (в т. ч. комплексных или стратегических экологических оценок и необходимых дополнительных и специальных исследований) учтены в стандартах компании, а ее текущая деятельность основывается на соответствующих планах и программах. Результаты оценок воздействия публикуются на интернет-сайте компании. Адекватность и полнота их проведения контролируются государственными органами и кредиторами проекта.

В 2018 году компания с привлечением подрядчика разработала проектную документацию для проведения четырехмерной сейсморазведки на Пильтун-Астохском и Лунском месторождениях, включая комплексную оценку воздействия в соответствии с международными и российскими требованиями. Компания своевременно провела общественные слушания и получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Геофизические исследования были проведены в установленные сроки и без инцидентов. С материалами ОВОС и ESHIA можно ознакомиться на сайте компании ( www.sakhalinenergy.ru).

3.5.3 Проверка и аудит

Начиная с 2005 г. для контроля всех элементов интегрированной системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности в соответствии с утвержденными годовыми планами проводятся внешние и внутренние проверки и аудиты. Внешний аудит осуществляют представители акционеров и кредиторов компании, внешние сертифицирующие органы и др. Для проведения внутреннего аудита привлекаются специально обученные аудиторы — квалифицированные сотрудники компании и специалисты компаний-акционеров. В 2018 г. было проведено семь аудитов системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности, в т. ч. шесть внешних и один внутренний (см. таблицу «Проверки и аудит системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности в 2018 году»).

Проверки и аудит системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности в 2018 году

Уровень аудита

Количество аудитов

Содержание

Внешний

6

Контроль выполнения стандартов в области ОТОС и социальной деятельности, осуществляемый представителем кредиторов — независимым консультантом по экологическим вопросам*

Надзорный аудит на соответствие стандартам ISO 14001 и OHSAS 18001

Шелл Марин Бизнес Проверка

Проверка безопасности на дорогах

Аудит опасных видов работ: грузоподъемные операции / работы на высоте

Мониторинг выполнения Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области — независимым экспертом в рамках внешнего мониторинга реализации данного плана*

Внутренний

1

Аудит системы ОТОС и СД управления эксплуатации и ремонта инфраструктуры

* Отчеты опубликованы на официальном сайте компании ( www.sakhalinenergy.ru).