7. Управление
экономическим
воздействием

7.1. Значение проекта «Сахалин-2» для Российской Федерации и Сахалинской области

Российская Федерация и Сахалинская область получают существенные выгоды от реализации проекта «Сахалин-2».

  • За время реализации проекта поступления в адрес Российской Федерации от деятельности «Сахалин Энерджи» составили 25,1 млрд долл. США, в т. ч. в бюджет Сахалинской области перечислено более 9,5 млрд долл. США.
  • Стоимость контрактов с российскими предприятиями и организациями составила 25,7 млрд долл. США.
  • Россия получила опыт реализации сложных высокотехнологичных проектов в удаленных районах и субарктических условиях.
  • Осуществлена масштабная модернизация инфраструктуры острова Сахалин.
  • Выросли уровень занятости населения (как прямой, так и косвенной) и уровень квалификации рабочей силы.
  • Вырос уровень жизни и доходов населения.
  • Сахалинские компании принимают активное участие в реализации проекта «Сахалин-2» в качестве подрядчиков и субподрядчиков
  • На территории области реализуется множество социальных и общественных инициатив при поддержке компании.

По итогам 2018 г., согласно данным, подготовленным в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), выручка «Сахалин Энерджи» составила 6 273 млн долл. США, чистая прибыль — 2 041 млн долл. США.

Проект гармонизации стандартов

Производственные объекты «Сахалин Энерджи» спроектированы с учетом применения материалов иностранного производства и оборудования, изготовленного по международным техническим стандартам. Компания провела большую работу по локализации производства и сертификации по международным стандартам действующих российских промышленных предприятий, но существенная часть оборудования и услуг до сих пор производится за пределами Российской Федерации. В 2014 году в компании возникла идея гармонизации стандартов, применяемых в «Сахалин Энерджи», и стандартов, применяемых в Российской Федерации.

В основе этого проекта лежат выявление и анализ отличий и соответствий в международных и российских стандартах, относящихся к сфере деятельности компании. Успешная реализация проекта позволит компании расширить базу данных поставщиков и обеспечить наибольшую конкуренцию, а также увеличить долю российского участия в проекте за счет увеличения объемов закупок материалов и оборудования у российских производителей.

Основной целью реализации проекта является создание возможности привлекать российских производителей и приобретать отечественные  материалы в полном объеме для всех наземных объектов без ухудшения показателей по ОТОС, надежности и целостности.

Помимо этого, материалы сравнительного анализа международных и российских стандартов могут стать основой для выработки унифицированного шаблона требований для совместного использования российских и международных стандартов, учитывая заинтересованность иностранных производственных компаний в российском рынке, и могут быть актуальны в более широком плане. Применение гармонизированных стандартов в российской промышленности существенно повысит качество продукции и услуг и готовность к участию отечественных компаний в международных проектах.

Сахалинский индустриальный парк

В декабре 2018 г. состоялась торжественная церемония закладки капсулы в основание Сахалинского нефтегазового индустриального парка, в которой приняли участие Главный исполнительный директор «Сахалин Энерджи» Роман Дашков, врио Губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко, мэр г. Южно-Сахалинска Сергей Надсадин, директор Сахалинской дирекции по развитию бизнеса филиала «Газпромбанка» Александр Пархоменко.

Идея создания индустриального парка для нефтегазовой отрасли на Сахалине возникла в 2013 году. В начале 2016 г. проект перешел в стадию разработки технико-экономического обоснования, в сентябре 2018 г. на площадке Восточного экономического форума был подписан меморандум о сотрудничестве между компанией «Сахалин Энерджи», правительством Сахалинской области и «Газпромбанком».

Реализация первого этапа первой фазы проекта включает создание следующих сервисов: услуг по ремонту и обслуживанию бурового оборудования, клапанов и запорной арматуры, контрольно-измерительных панелей и автоматики, комплекса тестирования и проведения лабораторных испытаний, ремонта электродвигателей и оборудования, которое раньше обслуживалось за пределами Сахалинской области.

Наличие такого парка позволит повысить надежность и эффективность работ по проекту «Сахалин-2». С учетом международного сотрудничества в рамках проекта он будет также являться площадкой по передаче технологий и лучших производственных практик.

Подобные проекты, особенно развернутые в условиях географической удаленности от действующих производственных мощностей, имеют важное значение для острова. Они формируют локальные центры инженерного и технологического сосредоточения и притяжения и играют градообразующую роль: одно рабочее место в нефтегазовой отрасли создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях.

7.2. Финансовые поступления в пользу Российской Федерации и Сахалинской области

«Сахалин Энерджи» подписала Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (СРП) с Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области в 1994 году. СРП представляет собой коммерческий контракт между инвестором и государством, позволяющий инвестору осуществлять широкомасштабные, долгосрочные и несущие в себе риски инвестиции при стабильности налогового режима.

Раздел продукции между компанией и государством начинается после того, как инвестор возместит свои затраты (при этом конкретные доли каждой стороны не являются фиксированными и зависят от рентабельности проекта). СРП предусматривает также выплату компанией налога на прибыль, ставка которого, превышает действующую в настоящее время в России ставку налога на прибыль для налогоплательщиков, не находящихся под режимом СРП.

Согласно СРП государство, оставляя за собой право собственности на месторождения, предоставляет инвестору исключительное право на разработку недр, а инвестор, принимая на себя обязательство вести эту разработку своими силами и на свой риск, вкладывает необходимые средства в разведку и разработку этих месторождений.

В соответствии с СРП раздел продукции заменяет взимание ряда налогов, сборов и пошлин. Это означает, что вместо ряда налогов (в т. ч. налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество и др.) и сборов «Сахалин Энерджи» с начала добычи осуществляет распределение углеводородов в форме роялти, а после начала раздела продукции — в форме доли прибыльной продукции. Поступления в пользу Российской стороны включают уплачиваемый компанией налог на прибыль и ряд обязательных платежей, взносов и сборов. Кроме того, Российская сторона получает доходы по акции класса R (специальная привилегированная акция, дающая право на получение дивидендов).

Всего за отчетный год «Сахалин Энерджи» направила Российской Федерации 2,5 млрд долл. США (в натуральной и денежной формах).

Сумма выполненных обязательств по роялти (предусмотренная к исполнению в денежной и натуральной формах) составила 495 млн долл. США. Сумма выплаченных компанией дивидендов на акцию класса R составила 177 млн долл. США.

Доля Российской стороны в прибыльной продукции составила 606 млн долл. США. Помимо этого в 2018 г. был перечислен налог на прибыль по итогам 2017 финансового года в размере 1,2 млрд долл. США. Кроме того, компания произвела доплату в бюджет РФ в сумме 141,8 тыс. долл. США по налогу на прибыль.

В 2019 г. по итогам 2018 г. в бюджет будет перечислен налог на прибыль в сумме около 1,7 млрд долл. США.

С учетом поступлений от проекта в 2018 году общая сумма средств, направленных Российской стороне за время реализации проекта (1995–2018), составила 25,1 млрд долл. США.

Общая сумма поступлений Российской стороне от «Сахалин Энерджи» в рамках проекта «Сахалин-2» в 1995–2018 годах, млн долл. США

1995–2014

2015

2016

2017

2018

13 623

5 188

2 022

1 768

2 528

Налоги и другие обязательные платежи, поступившие в бюджет Сахалинской области и местные бюджеты от «Сахалин Энерджи» в рамках проекта «Сахалин-2» в 1995–2018 годах, млн долл. США

1995–2014

2015

2016

2017

2018

4 300

2 411

1 281

918

639

 

7.3. Российское участие

Российское участие — это использование в работах проекта «Сахалин-2» российской рабочей силы, оборудования и услуг. В соответствии с СРП российское участие определяется объемами трудозатрат (в человеко-часах), а также материалов и оборудования (в весовом отношении), поставляемых российскими юридическими и физическими лицами. «Сахалин Энерджи» стремится к достижению российского участия на уровне 70% за весь срок реализации проекта. В 2018 г. по этим показателям компания достигла уровня 88% по объемам трудозатрат и 84% по количеству использованных материалов и оборудования.

Открытие крупнейшего на Дальнем Востоке центра обработки данных

Центр обработки данных «Сахалин Энерджи», или дата-центр, представляет собой единую многокомпонентную систему для обеспечения бесперебойного автоматизированного ведения всех бизнес-процессов компании.

При проектировании здания и его обеспечении учитывались самые современные стандарты для подобных объектов в сейсмически опасных зонах, применялись уникальные инженерные решения, включая системы энергоснабжения, резервного электропитания, климат-контроля и пожаротушения.

Обслуживание дата-центра и обработку данных будут выполнять сахалинские компании, что станет еще одним примером развития российского участия в проекте «Сахалин-2».

«Сахалин Энерджи» определила основные направления и инструменты увеличения российского участия и изложила их в Политике российского участия и в Стратегии развития российского участия. Основное внимание компании в этой сфере направлено на долгосрочное планирование потребностей в материально-техническом снабжении и подрядных работах, своевременное определение возможностей развития российского участия, а также предоставление адресной поддержки российским компаниям для повышения их конкурентоспособности.

От начала реализации проекта и до конца 2018 года общая стоимость присужденных контрактов и изменений стоимости действующих контрактов с российскими компаниями составила около 25,7 млрд долл. США. В 2018 году стоимость контрактов этих категорий достигла около 681,3 млн долл. США.

По показателю российских затрат (фактическому освоению денежных средств) компания достигла 58% в 2018 г.

Примеры контрактов, заключенных в 2018 году с российскими предприятиями:

  • ЗАО «Айока Саппорт Сервисиз» (компания, зарегистрированная на территории Сахалинской области) — на предоставление услуг по эксплуататции и техническому обслуживанию объектов инфраструктуры компании в Южно-Сахалинске;
  • ООО «СКФ Гео» (компания, зарегистрированная в Санкт-Петербурге) — на предоставление услуг 3D-, 4D-сейсморазведки;
  • ООО «Ремоут Проджект Сервисиз» (компания, зарегистрированная на территории Сахалинской области) — на предоставление услуг питания, уборки и обслуживания на удаленных наземных объектах;
  • ЗАО «Айока Саппорт Сервисиз» (компания, зарегистрированная на территории Сахалинской области) — на предоставление услуг питания, уборки и обслуживания на морских объектах;
  • Сахалинский центр «Экоспас» (компания, зарегистрированная в Москве) — на оказание услуг по обеспечению и управлению мероприятиями по ликвидации аварийных разливов нефти;
  • ООО «РБТ Сахалин» (компания, зарегистрированная на территории Сахалинской области) — на предоставление услуг по организации поездок;
  • ООО «СМНМ-ВИКО ИСК» (компания, зарегистрированная на территории Сахалинской области) — на выполнение работ по проекту технического переворужения опасного производственного объекта «Участок комплексной подготовки газа ОБТК»: технологические врезки и подключения систем инженерного обеспечения;
  • ООО «Набильская лесопромышленная компания» (компания, зарегистрированная на территории Сахалинской области) — на оказание услуг по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту участка южной подъездной дороги (0—50 км).

Кроме того, в 2018 г. компания достигла значительного прогресса при использовании труб ПАО «ТМК» в первой морской скважине после успешной международной сертификации труб ПАО «ТМК».

В 2018 г. компания присудила 5 779 контрактов и заказов. Из этого количества 3 926 контрактов и заказов было присуждено российским компаниям, среди которых 2 580, или 66% контрактов и заказов было присуждено компаниям, зарегистрированным на территории Сахалинской области. Крупнейшие контракты, заключенные с компаниями, зарегистрированными на территории Сахалинской области, представлены в списке выше.

Участвуя в международном проекте, российские компании получают уникальный опыт, возможности для обучения и развития компетенций персонала, внедрения высоких стандартов качества, охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Это повышает их конкурентоспособность на российском и международном рынках.

«Сахалин Энерджи» изучает возможности более широкого привлечения сахалинских компаний. Для этого осуществляется взаимодействие с Правительством Сахалинской области, ведется обмен информацией. В частности, планируется включение сахалинских компаний в Программу предквалификационных аудитов.

В сентябре 2018 года на полях Восточного экономического форума компании «Сахалин Энерджи» и «АКРОС» подписали соглашение о намерениях.

Документ предусматривает сотрудничество в области предоставления услуг по обратной закачке шлама.

«Сахалин Энерджи» утилизирует отходы бурения и сточных вод с платформ посредством обратной закачки в скважины — как более безопасным, экологичным и экономически эффективным методом по сравнению с традиционными методами утилизации.

Впервые в истории реализации проекта «Сахалин-2» соответствующие услуги на морских платформах проекта будет оказывать российское предприятие.

7.4. Управление материально-техническим снабжением и организацией подрядных работ

Компания уделяет особое внимание эффективному управлению материально-техническим снабжением (МТС) и организации подрядных работ.

Основополагающим документом компании в области МТС и организации подрядных работ является Политика в области организации материально-технического обеспечения и подрядных работ (далее — политика). Применение указанной политики обязательно для всех сотрудников компании, ее контрагентов, но прежде всего для персонала, который непосредственно участвует в управлении поставками. Политика применяется в отношении любых операций, связанных с расходованием средств компании на приобретение материально-технических ресурсов, услуг и работ.

Начальник департамента МТС и организации подрядных работ отвечает за наличие соответствующих условий в типовых договорах, эффективное внедрение этих условий в процессы организации снабжения и обеспечение контроля, предусмотренного политикой и иными документами, принятыми на ее основе.

«Сахалин Энерджи» придерживается следующих принципов в процессе управления МТС и организации подрядных работ:

  • безопасность — непричинение вреда людям, окружающей среде и имуществу, соблюдение подрядчиками требований компании в области обеспечения безопасности;
  • создание дополнительной ценности от управления поставками — максимизация ценности, получение экономического эффекта и долгосрочной коммерческой выгоды;
  • неприемлемость получения личной выгоды, взяточничества и коррупции при совершении любых операций в цепях поставок — в соответствии с принципом прозрачности поставок;
  • обеспечение конкуренции — через проведение открытых конкурсов на рынке;
  • российское участие — максимизация российского участия и развитие российских поставщиков и подрядчиков;
  • соблюдение прав и свобод человека — обеспечение уважения, соблюдения и продвижения контрагентами основных прав и свобод;
  • устойчивое развитие — обеспечение устойчивого развития при выборе контрагентов и принятии решений в управлении цепями поставок.

В политике перечислены меры и правила для обеспечения соблюдения этих принципов.

В соответствии с вышеуказанными принципами в компании организован следующий порядок присуждения договоров и управления ими.

Формирование списка квалифицированных поставщиков (для определенных объемов ресурсов и услуг, а также индивидуальных тендерных объемов):

Проведение тендеров на закупку материально-технических ресурсов или оказание услуг:

  • при наличии достаточного рыночного потенциала предпочтительно заключение договора по результатам конкурса (тендера);
  • рассылка приглашений для участия в конкурсе (тендере), обеспечение пояснительной информации;
  • получение конкурсных (тендерных) предложений;
  • проведение технической оценки тендерных предложений (включая вопросы охраны труда, окружающей среды, техники безопасности и др.);
  • проведение коммерческой оценки тендерных предложений.

Заключение договоров:

  • по завершении всех этапов тендерного процесса компания присуждает контракт на условиях, указанных в тендерном приглашении.

Управление договорами:

  • в ходе исполнения договоров компания контролирует деятельность подрядчиков посредством мониторинга согласованных ключевых показателей эффективности (КПЭ) и проведения встреч для рассмотрения деятельности подрядчика;
  • компания проводит разъяснительную работу и знакомит подрядчиков с требованиями (в т. ч. в отношении ОТОСБ и социальной деятельности, противодействия взяточничеству и коррупции, прав человека и др.);
  • проводятся аудиты выполнения подрядных работ.

Требования компании к подрядчикам и поставщикам

«Сахалин Энерджи» уделяет особое внимание выполнению подрядчиками и поставщиками требований компании. Среди них:

Требования в сфере охраны труда, окружающей среды, безопасности и социальной деятельности (ОТОСБ и СД)

Подрядчик должен:

  • включать соблюдение принципов системы ОТОСБ и СД в оценку деятельности;
  • осуществлять проверки и проводить расследования случаев нарушения правил системы ОТОСБ и СД для того, чтобы гарантировать надлежащее осуществление принятой компанией политики в сфере ОТОСБ и СД;
  • проводить независимую аттестацию системы управления вопросами ОТОСБ и СД на соответствие общепризнанным стандартам;
  • следить за соблюдением норм в области ОТОСБ и СД.

Требования к качеству поставляемых материалов, оборудования и услуг

Подрядчик должен:

  • разработать и соблюдать политику в отношении обеспечения качества;
  • указать (разработать) и соблюдать процесс и процедуры контроля качества;
  • указать (разработать) и соблюдать гарантии обеспечения качества.

Требования в отношении российского участия

Требования в отношении российского участия вытекают из заключенного с Российской стороной Соглашения о разделе продукции. Измеряемые параметры российского участия касаются веса материалов и оборудования, количества человеко-часов и их стоимостных эквивалентов.

Требования к тендерному предложению

Тендерное предложение должно наглядно демонстрировать и подтверждать:

  • финансовую устойчивость и платежеспособность компании — участника тендера;
  • соответствующий опыт выполнения работ;
  • высокое качество и надежность предоставляемых услуг и материалов;
  • наличие систем управления и процедур по охране здоровья, труда и окружающей среды;
  • наличие системы и процедуры гарантии качества;
  • наличие ресурсов для соблюдения графика работ и поставок.

7.5. Программа развития поставщиков

Развитие российских поставщиков является одним из ключевых направлений деятельности компании. Его цель состоит в содействии повышению компетенций российских предприятий и увеличению доли их участия в проекте «Сахалин-2».

На протяжении более чем 10 лет в компании «Сахалин Энерджи» активно реализуется Программа развития поставщиков. Важным компонентом программы служит ее образовательный модуль, в рамках которого на регулярной основе проводятся обучающие семинары по наиболее важным направлениям:

  • охрана труда, окружающей среды и безопасность;
  • контроль и управление качеством;
  • навыки участия в тендерах компании «Сахалин Энерджи»;
  • принципы деловой этики.

В 2018 г. в рамках Программы развития поставщиков проведено четыре семинара для потенциальных подрядчиков «Сахалин Энерджи», в т. ч. выездной семинар в Москве. В мероприятиях принимало участие 71 российское предприятие, среди них 33 сахалинские компании.

В дополнение компания проводит индивидуальные информационные сессии (круглые столы) для раннего информирования потенциальных российских поставщиков о сроках и объемах предстоящих тендеров и порядке участия в них. В ходе таких сессий российские поставщики получают информацию об объемах предстоящих закупок и об основных требованиях к продукции и исполнителям работ/услуг.

Информация о Программе развития поставщиков, включая описание направлений программы, перечень требований к участникам, порядок подачи заявок, предварительное расписание с указанием тематики, контактные данные, размещена на интернет-сайте компании.

C еминар для потенциальных российских поставщиков материалов для проекта модернизации платформы «Моликпак»

В июле 2018 года компания провела семинар для потенциальных российских поставщиков материалов, необходимых для реализации проекта ремонта и модернизации буровой установки морской нефтедобывающей платформы «Моликпак». Мероприятие проводилось с целью информирования потенциальных российских поставщиков об объемах предстоящих тендеров на закупку материалов и получения обратной связи о текущих возможностях российских производителей и поставщиков в сфере изготовления и поставки продукции в соответствии с требованиями «Сахалин Энерджи».

Семинар включал в себя проведение общей презентации проекта, планируемых объемов и сроков закупок материалов, основных требований к участникам тендеров, а также проведение тематических технических дискуссий в формате круглых столов по вопросам предварительных квалификационных процедур и технических требований к продукции по следующим категориям:

  • трубная продукция, фитинги и трубопроводная арматура;
  • кабельная продукция и арматура;
  • контрольно-измерительные приборы (КИП);
  • конструкционная сталь и крепежные изделия.

Участниками мероприятия стали более 60 представителей 42 российских организаций, в основном ведущих производителей и поставщиков продукции на российском рынке.

Особую значимость и информативность мероприятию придало участие в семинаре технических специалистов компании и российских поставщиков, что обеспечило возможность проведения открытой, оживленной и интересной дискуссии, а также позволило выработать конструктивные предложения для дальнейшего успешного взаимодействия с российскими предприятиями.

Программа квалификационных аудитов предприятий российской промышленности

В дополнение к Программе развития поставщиков в 2018 году компания продолжала реализацию Программы квалификационных аудитов российских предприятий с целью формирования перечня российских производителей, технически способных произвести и поставить оборудование и материалы для строительства третьей технологической линии завода СПГ. В течение года инспекционную проверку прошли 46 российских предприятий, за весь период действия программы (2016–2018) ее участниками стали 183 предприятия из числа ведущих российских производителей и поставщиков оборудования и материалов для нефтегазового комплекса.

Предприятия, признанные технически приемлемыми для включения в проект, будут рассматриваться также в качестве поставщиков в рамках операционной деятельности компании, что позволит существенно пополнить перечень отечественных поставщиков проекта «Сахалин-2».